В соответствии с Законом РК «О занятости населения»:

1) к занятому населению относятся лица:
1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени или имеющие иную оплачиваемую работу (службу), доход;
2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;
3) самостоятельно занятые;
4) занятые на подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
5) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, а также члены производственных кооперативов;
6) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
7) проходящие службу в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;
8) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением общественных объединений, общественных фондов и религиозных объединений, на имущество которых учредители (участники) не сохраняют имущественных прав.
 2) безработные - лица трудоспособного возраста, которые по не зависящим от них причинам не занимаются трудовой деятельностью, приносящей доход, ищущие работу и готовые трудиться.
Для регистрации в качестве безработного необходимо обратиться в районный отдел Управления занятости и социальных программ города Алматы по месту жительства и предъявить следующие документы:
- удостоверение личности (паспорта);
документы, подтверждающие трудовую деятельность;
свидетельства о присвоении социального индивидуального кода (СИК);
регистрационный номер налогоплательщика (РНН).
Кроме этого, лицо, ищущее работу, прилагает сведения о полученных доходах (носят заявительный характер).
Иностранцы и лица без гражданства предоставляют, кроме того, вид на жительство иностранца в Республике Казахстан и удостоверение лица без гражданства с отметкой о регистрации в органах внутренних дел.
Оралманы предоставляют удостоверение оралмана, выданное территориальными органами уполномоченного органа по вопросам миграции населения.
 
В соответствии со статьей 14 Закона РК «О занятости населения» государством предоставляется следующая социальная защита от безработицы:
1) содействие в трудоустройстве;
2) профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации;
3) организация общественных работ и оплата труда безработных, занятых на общественных работах;
4) оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в соответствии с законодательными актам.
 Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации:
Уполномоченный орган направляет на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации:
1) безработных в случае, если невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации;
2) занятых и лиц, занятых уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных;
 Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации производятся по направлению уполномоченного органа в организациях образования либо на предприятиях, имеющих право на образовательную деятельность, в соответствии с законодательством Республики Казахстан за счет бюджетных средств с учетом потребности рынка труда в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Безработные, занятые и лица, занятые уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных граждан, проходящие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, имеют право на получение государственной адресной социальной помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные, входящие в целевые группы.
Лица, направленные уполномоченным органом на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, самовольно, без уважительной причины прекратившие обучение, повторно могут направляться на обучение по истечении года со дня повторной регистрации (обращения) в уполномоченном органе.
 
Организация общественных работ
 Общественные работы - виды трудовой деятельности, организуемые исполнительными органами, не требующие предварительной профессиональной подготовки работника, имеющие социально-полезную направленность и выполняемые гражданами по направлению уполномоченных органов по вопросам занятости для обеспечения их временной занятостью.
Размер оплаты труда безработных, участвующих на общественных работах, составляет две минимальные заработные платы за счет средств местного бюджета.
  Общественные работы организуются путем создания временных рабочих мест и имеют следующие особенности:
1) предназначены специально для безработных;
2) количество рабочих мест практически не ограничено, работы носят временный характер и для их организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии;
3) возможность организовать работы на условиях неполного рабочего дня и по гибкому графику;
4) обладают экономической, социальной и экологической полезностью для региона;
5) предоставляют возможность временного трудоустройства лицам, не имеющим специального образования.
 По решению местных исполнительных органов:
1) определяются спрос и предложение на общественные работы;
2) утверждаются перечень организаций в регионах, виды, объемы и конкретные условия общественных работ, размеры оплаты труда участников и источники их финансирования.
На лиц, участвующих в оплачиваемых общественных работах, распространяются трудовое законодательство Республики Казахстан, законодательство Республики Казахстан о социальном обеспечении и страховании.
Лица, самовольно, без уважительной причины прекратившие участие в общественных работах, повторно могут направляться только по истечении трех месяцев со дня повторной регистрации (обращения) в уполномоченном органе.
 Социальные рабочие места.
Социальное рабочее место - рабочее место, создаваемое работодателем на договорной основе с местным исполнительным органом, для трудоустройства безработных из целевых групп с частичной компенсацией затрат работодателя на оплату их труда.
Размер частичной компенсации затрат работодателя на оплату труда безработных составляет две минимальные заработные платы в месяц за счет средств местного бюджета.
Социальное рабочее место организуется путем предоставления или создания временных рабочих мест и имеет следующие особенности:
1) предназначено специально для целевых групп;
2) количество рабочих мест не ограничено, работа носит временный характер и для ее организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии.
Порядок отбора работодателей, предлагающих организацию социальных рабочих мест, определяется местным исполнительным органом.
 
Организация молодежной практики.
 
На молодежную практику могут быть направлены выпускники высших учебных заведений, колледжей и лицеев не старше 29 лет при условии, что со дня получения документа об образовании прошло не более 12 месяцев. Участие выпускников в молодежной практике допускается на срок не более 6 месяцев. Оплата труда участников молодежной практики производится из бюджетных средств.
Целью  молодежной практики является приобретение  первоначального опыта работы по профессии, содействие в трудоустройстве и повышение конкурентоспособности на рынке труда выпускников  организаций профессионального образования.
По окончании молодежной практики работодателем выдается выпускнику отзыв, где описывается информация о полученных навыках и опыте.
Молодежная практика проводится на предприятиях, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики,  и не может быть организована на предприятиях, финансируемых за счет средств государственного бюджета.
Для участия в молодежной практике необходимо обратиться в районные  отделы Управления занятости и социальных программ города Алматы по месту жительства.
 
Программа занятости населения-2020.

 

Министерством  труда и социальной защиты населения разработана Программа занятости населения-2020, которая состоит из 3-х этапов:
1 этап – с 1 июля  2011 года как пилотный проект
2 этап - 2012– 2015 годы
3 этап – 2016-2020 годы
Целью программы является повышение уровня доходов населения  путем содействия устойчивой и продуктивной занятости.
Реализация программы в первую очередь направлена на обучение, трудоустройство, содействие в открытии и расширении собственного дела по месту жительства, а в случае отсутствия таких возможностей - содействие добровольному переезду в точки экономического роста.
Реализация программы будет осуществляться по трем  направлениям:
1.           Обучение и трудоустройство  самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения, которое включают в себя:
консультации по вопросам обучения и трудоустройства;
направление на бесплатные курсы профессиональной подготовки, переподготовки  и повышения квалификации, с выплатой стипендии;
предоставление субсидий обучающимся на проезд до места обучения и обратно, проживание в общежитии или возмещение затрат на аренду жилья;
поиск подходящих вакансий и содействие трудоустройству, в том числе на социальные рабочие места;
частичное субсидирование заработной платы;
психологическую адаптацию.
В случае отсутствия возможностей трудоустройства  участникам Программы, прошедшим профессиональное обучение, предлагается участие во втором  или третьем направлениях Программы.
 
2. Содействие развитию предпринимательства на селе
Стимулирование предпринимательства направлено на повышение экономической активности граждан через организацию своего дела.
Участникам Программы оказывается государственная поддержка, включающая:
1) обучение основам предпринимательства;
2) предоставление микрокредитов;
3) развитие и обустройство недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры для проектов, реализуемых в рамках Программы;
4) предоставление консультативных услуг.
 Условия микрокредитования участников Программы следующие:
кредит предоставляется на возвратной основе;
имеет целевой характер – организация или расширение собственного дела, пополнение оборотного капитала;
не предоставляется на потребительские цели, погашение предыдущих займов и на приобретение жилой недвижимости;
срок кредитования – не более шестидесяти месяцев;
максимальная сумма кредита – не более трех млн. тенге.
 
3. Повышение мобильности трудовых ресурсов
Данное направление предусматривает меры повышения мобильности трудовых ресурсов за счет содействия добровольному переселению граждан из регионов с низким экономическим потенциалом в центры экономической активности.

 

Социальная защита безработных:

     Государственное пособие семьям, имеющим детей (Закон РК «О государственных пособиях семьям, имеющим детей» от 28 июня 2005 года № 63 III-ЗРК), назначается и выплачивается малообеспеченным семьям на детей до восемнадцати лет, среднедушевой доход которых ниже стоимости продовольственной корзины. Стоимость продовольственной корзины составляет 60% от величины прожиточного минимума.
       За назначением данного пособия заявитель обращается в районное управление занятости и социальных программ по месту жительства с приложением следующих документов:
Заявление
Копии свидетельства о рождении на детей
Копия удостоверения личности заявителя, РНН и СИК.
Копия документа, подтверждающего место жительства и состав семьи
(книга регистрации жильцов)
Сведения о доходах членов семьи.
Пособие назначается с месяца подачи заявления на текущий квартал.
Размер пособия составляет 1 месячный расчетный показатель (МРП) на каждого ребенка.
Государственная адресная социальная помощь (Закон РК «О государственной адресной социальной помощи» от 17 июля 2001 года № 246-II ЗРК). Назначается и выплачивается семьям, где среднедушевой доход не превышает размера черты бедности.                                  
     Для получения данной помощи заявитель обращается в районное управление    занятости и социальных программ со следующими документами:
Сведения о составе семьи
Сведения о доходах членов семьи заявителя
Сведения о наличии личного подсобного хозяйства
Копия удостоверения личности заявителя, СИК, РНН и копии свидетельства о рождении детей.
Помощь назначается с месяца подачи заявления на текущий квартал.
Размер помощи составляет как разница между среднедушевым доходом и чертой бедности на каждого члена семьи.
    Жилищная помощь предоставляется и назначается гражданам, постоянно проживающим в г.Алматы и являющимся собственниками (нанимателями) жилья, независимо от форм собственности, если расходы на оплату содержания жилья и потребления коммунальных услуг, в пределах норм и нормативов потребления, превышают 20-процентную долю совокупного дохода семьи.
   Размер помощи рассчитывается как разница между фактическим платежом за потребленные коммунальные услуги, в пределах компенсируемых норм, и 20- процентами совокупного дохода семьи.
Для получения жилищной помощи заявитель обращается в районное управление занятости и социальных программ со следующими документами:
Копия документа, подтверждающего место жительства и состав семьи (книга регистрации жильцов);
Сведения о доходах членов семьи;
Копии квитанций об оплате коммунальных услуг за последний месяц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

Hosted by uCoz