Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 149-II О занятости населения
(с изменениями и дополнениями от 22 июля 2011 года)
 
См. Закон РК от 12 января 2007 года № 224-III (вводятся в действие с 1 января 2012 года)
 См. Закон РК от 15 июля 2011 года № 461-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования)
 
 
Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 5)
Глава 2. Реализация государственной политики занятости (статьи 5-1 - 12-1)
Глава 3. Государственная социальная защита от безработицы (статьи 13 - 20-1)
Глава 4. Государственный контроль и отчетность в сфере занятости населения(статьи 21 - 23)
 
 
По всему тексту слова «Уполномоченный орган по вопросам занятости» заменены словами «Уполномоченный орган» в соответствии с Законом РК от 22.10.2005 г. № 84-III
 
Настоящий Закон регулирует правовые, экономические и организационные отношения в сфере занятости населения.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) социальное рабочее место - рабочее место, создаваемое работодателем на договорной основе с местным исполнительным органом, для трудоустройства граждан Республики Казахстан из целевых групп с частичной компенсацией затрат работодателя на оплату их труда;
2) социальный контракт - соглашение между физическим лицом из числа безработных, самостоятельно занятых и малообеспеченных граждан Республики Казахстан, участвующих в государственных мерах содействия занятости, и центром занятости населения, определяющее права и обязанности сторон;
3) вакансия - свободное рабочее место (должность) у работодателя;
4) рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на экономически активное население;
5) свободно избранная занятость - деятельность граждан Республики Казахстан, выбранная ими путем свободного распоряжения своими способностями к труду, выбору места работы и профессии;
6) субсидирование заработной платы - компенсация части затрат работодателя на оплату труда работников, трудоустроенных по направлениям центра занятости населения;
7) молодежная практика - вид трудовой деятельности, осуществляемой выпускниками организаций образования, реализующих профессиональные образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, с целью приобретения первоначального опыта работы по полученной профессии (специальности), организуемый местными исполнительными органами с учетом ситуации на региональном рынке труда;
8) частное агентство занятости - физическое или юридическое лицо, оказывающее содействие в трудоустройстве, зарегистрированное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
9) трудоустройство - комплекс организационных, экономических и правовых мероприятий, призванных способствовать обеспечению трудовой занятости населения;
10) активные меры содействия занятости - меры государственной поддержки граждан Республики Казахстан и оралманов из числа самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения, осуществляемые государством в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
11) занятость - трудовая деятельность, связанная с удовлетворением личных потребностей и (или) приносящая заработок или доход;
12) продуктивная занятость - занятость, обеспечивающая устойчивый экономический рост и социальный эффект;
13) безработные - физические лица трудоспособного возраста, которые не занимаются трудовой деятельностью, приносящей доход, ищущие работу и готовые трудиться;
14) безработица - социально-экономическое явление, обусловленное невостребованностью на рынке труда части экономически активного населения;
15) социальная защита от безработицы - комплекс мер, осуществляемых государством в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
16) малообеспеченные граждане Республики Казахстан (семьи) - физические лица трудоспособного возраста, которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан имеют право на адресную социальную помощь и (или) на ежемесячное государственное пособие, назначаемое и выплачиваемое на детей до восемнадцати лет;
17) общественные работы - виды трудовой деятельности, организуемые местными исполнительными органами, не требующие предварительной профессиональной подготовки работника, имеющие социально-полезную направленность и выполняемые гражданами Республики Казахстан по направлению уполномоченного органа для обеспечения их временной занятостью;
18) целевые группы - группы лиц, установленные настоящим Законом как испытывающие затруднения в трудоустройстве и требующие социальной защиты;
19) центральный исполнительный орган - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере занятости населения, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию;
20) самостоятельно занятые - физические лица, индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления, члены производственных кооперативов, неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств) и работодатели, использующие труд наемных работников;
21) уполномоченный орган - структурное подразделение местных исполнительных органов, обеспечивающее содействие занятости населения и социальную защиту от безработицы на региональном уровне;
22) длительная безработица - безработица длительностью двенадцать и более месяцев;
23) центр занятости населения - государственное учреждение, создаваемое местным исполнительным органом района, городов областного и республиканского значения, столицы, в целях реализации активных мер содействия занятости;
24) квота на привлечение иностранной рабочей силы - устанавливаемое ежегодно Правительством Республики Казахстан количество иностранной рабочей силы, привлекаемой для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан;
25) экономически активное население (рабочая сила) - часть населения в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров, работ и услуг (занятые в экономике и безработные);
26) экономически неактивное население - физические лица, которые не являются занятыми или безработными.
Ст.1 изменена в соответствии с Законами РК от 27.01.2004 г. № 524-II; от 22.10.2005 г. № 84-III; от 15.05.2007 г. № 253-III; от 27.07.2007 г. № 320-III; от 27.06.2011 г. № 444-IV
 
 Статья 2. Занятое население
К занятому населению относятся лица:
1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени или имеющие иную оплачиваемую работу (службу), доход;
2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;
3) самостоятельно занятые;
4) занятые на подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
5) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, а также члены производственных кооперативов;
6) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
7) проходящие службу в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;
8) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением общественных объединений, общественных фондов и религиозных объединений, на имущество которых учредители (участники) не сохраняют имущественных прав.
Статья 2 изменена в соответствии с Законом РК от 22.10.2005 г. № 84-III
 
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о занятости населения
1. Законодательство Республики Казахстан о занятости населения основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.
2. Законодательство Республики Казахстан о занятости населения распространяется на граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства.
3. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Законом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
Статья 3 изменена в соответствии с Законом РК от 16.01.2009 г. № 121-IV
 
Статья 4. Основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения
1. Государство обеспечивает проведение политики, способствующей достижению продуктивной и свободно избранной занятости граждан.
2. Государственная политика в сфере занятости направлена на:
1) обеспечение равных возможностей гражданам Республики Казахстан, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан, на свободный выбор рода деятельности и профессии, справедливых и благоприятных условий труда, социальной защиты от безработицы;
2) обеспечение продуктивной занятости, сокращение безработицы, создание рабочих мест;
3) ориентацию системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностью рынка труда и перспективами его развития с учетом инвестиционной политики;
4) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в соответствии с законодательством, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
5) стимулирование работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для целевых групп;
6) организацию трудового посредничества через уполномоченный орган и частное агентство занятости;
7) лицензирование деятельности, связанной с вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу;
8) защиту внутреннего рынка труда путем квотирования привлечения иностранной рабочей силы;
9) сочетание республиканских мероприятий по обеспечению занятости с мерами, принимаемыми местными исполнительными органами;
10) координацию деятельности в сфере занятости населения с другими направлениями экономической и социальной политики;
11) формирование единой информационной базы рынка труда;
12) координацию и регулирование деятельности государственных органов по разработке и реализации мер, обеспечивающих занятость населения, и осуществление контроля за их выполнением;
13) организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая решение вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан Республики Казахстан за границей и иностранцев на территории Республики Казахстан;
14) обеспечение участия представителей работодателей, работников и общественных организаций в разработке и реализации государственной политики занятости;
15) проведение финансовой, налоговой и инвестиционной политики, согласованной с политикой занятости, поддерживающей стимулирование создания дополнительных рабочих мест.
Статья 4 изменена в соответствии с Законом РК от 12.01.2007 г. № 222-III
 
Статья 5. Государственные гарантии в сфере занятости населения
1. Государство гарантирует гражданам в сфере занятости населения:
1) исключен;
2) социальную защиту от безработицы;
3) содействие в подборе работы и трудоустройстве при посредничестве уполномоченных органов.
2. Государство обеспечивает меры по содействию занятости целевым группам населения.
В целевые группы входят:
малообеспеченные;
молодежь в возрасте до двадцати одного года;
воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до двадцати трех лет;
одинокие, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;
граждане, имеющие на содержании лиц, которые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, признаны нуждающимися в постоянном уходе, помощи или надзоре;
лица предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию по возрасту);
инвалиды;
лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил Республики Казахстан;
лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения;
оралманы;
выпускники организаций высшего и послевузовского образования;
лица, высвобожденные в связи с ликвидацией работодателя - юридического лица либо прекращением деятельности работодателя - физического лица, сокращением численности или штата работников.
Местные исполнительные органы могут устанавливать дополнительный перечень лиц, относящихся к целевым группам, исходя из ситуации на рынке труда и бюджетных средств, а также дополнительные меры по социальной защите.
Статья 5 изменена в соответствии с Законом РК от 22.10.2005 г. № 84-III;Законом РК от 15.05.2007 г. № 253-III;Законом РК от 05.05.2009 г. № 159-IV
 
Глава 2. Реализация государственной политики занятости
Статья 5-1. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в области занятости населения и организует их осуществление;
2) утверждает порядок организации и финансирования общественных работ;
3) утверждает порядок организации и финансирования социальных рабочих мест;
4) утверждает порядок организации и финансирования молодежной практики;
5) утверждает порядок организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки;
6) утверждает порядок организации и финансирования государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости;
7) утверждает порядок кредитования микрокредитных организаций и кредитных товариществ на конкурсной основе;
8) утверждает порядок содействия повышению мобильности лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и оказания им мер государственной поддержки;
9) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Глава 2 дополнена ст.5-1 в соответствии с Законом РК от 27.06.2011 г. № 444-IV 
 
Статья 6.  Центральный исполнительный орган
1. Порядок деятельности, правовой статус и компетенция центрального исполнительного органа определяются Правительством Республики Казахстан.
2. Центральный исполнительный орган в пределах своей компетенции обязан:
1) осуществлять методическое и организационное руководство уполномоченными органами;
2) анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу на основе создания единой информационной базы рынка труда, информировать население и Правительство Республики Казахстан о состоянии рынка труда;
3) разрабатывать Республиканскую программу занятости населения;
4) принимать участие в рассмотрении проектов инвестиционных контрактов с целью защиты внутреннего рынка труда;
5) Исключен
6) распределять квоту в пределах и порядке, установленных Правительством Республики Казахстан на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, между областями, городами Астаной и Алматы;
7) совместно с заинтересованными органами определять потребность в подготовке кадров и их трудоустройстве;
8) формировать единую информационную базу рынка труда.
9) разрабатывать и утверждать формы ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодные планы проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»;
9-1) разрабатывать и утверждать типовой устав центра занятости населения;
9-2) утверждать порядок определения критериев отнесения граждан Республики Казахстан, к самостоятельно занятым, безработным и малообеспеченным при реализации активных мер содействия занятости;
9-3) разрабатывать и утверждать формы для представления сведений о востребованных специальностях и вакантных рабочих местах для включения в базу данных текущих вакансий и прогнозируемых рабочих мест;
9-4) разрабатывать и утверждать типовые положения о районных (городских) и региональных комиссиях по вопросам реализации программ занятости населения.
10) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
3. Центральный исполнительный орган в пределах своей компетенции оказывает электронные услуги с применением информационных систем в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации.
Ст.6 изменена в соответствии с Законами РК от 27.01.2004 г. № 524-II;Законом РК от 11.01.2007 г. № 218-III;Законом РК от 12.01.2007 г. № 222-III;Законом РК от 17.07.2009 г. № 188-IV;Законом РК от 19.03.2010 г. № 258-IV;Законом РК от 29.12.2010 г. № 372-IV;3аконом РК от 06.01.2011 г. № 378-IV; от 27.06.2011 г. № 444-IV; от 05.07.2011 г. № 452-IV
 
Статья 7. Местные исполнительные органы
Местные исполнительные органы обеспечивают реализацию политики занятости населения путем:
1) разработки и исполнения региональных программ в соответствии с государственной политикой занятости;
2) ежегодного определения целевых групп, проживающих на территории соответствующих административно-территориальных единиц, и социальных мер по их защите;
3) поддержки создания дополнительных рабочих мест через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
4) оказания социальной защиты безработным;
5) организации общественных работ;
5-1)  выдачи разрешений иностранному работнику на трудоустройство и работодателям на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории соответствующей административно-территориальной единицы в пределах квоты, распределенной центральным исполнительным органом, а также приостановки и отзыва указанных разрешений;
Пп.5-1 ст.7 изменен в соответствии с Законом РК от 22.07.2011 г. № 478-IV
5-2) установления квоты рабочих мест для инвалидов в размере трех процентов от общей численности рабочих мест;
5-3) создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
5-4) организации социальных рабочих мест;
5-5) установления квоты рабочих мест для лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
    5-6) установления квоты рабочих мест для несовершеннолетних выпускников интернатных организаций;
    5-7) организации молодежной практики;    
6) осуществления других мероприятий, способствующих занятости населения;
7) осуществления в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
Ст.7 изменена в соответствии с Законом РК от 27.01.2004 г. № 524-II;Законом РК от 22.10.2005 г. № 84-III;Законом РК от 13.04.2005 г. № 40-III;Законом РК от 16.01.2009 г. № 121-IV;Законом РК от 29.04.2010 г. № 272-IV; от 27.06.2011 г. № 444-IV; от 05.07.2011 г. № 452-IV
 
Статья 8. Уполномоченный орган
1. Уполномоченный орган обязан:
1) информировать обращающихся граждан и безработных о возможности получения работы, а работодателей - о возможности обеспечения рабочей силой;
2) оказывать содействие гражданам и безработным в выборе работы, выдавать направления для трудоустройства и обучения;
3) формировать банк данных по рынку труда;
4) не позднее десяти дней со дня обращения лиц регистрировать, ставить их на учет;
5) оказывать бесплатные услуги гражданам и безработным в профессиональной ориентации;
6) направлять безработных с их согласия на общественные работы;
7) направлять безработных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в соответствии с потребностями рынка труда с последующим содействием их трудоустройству;
7-1) направлять на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в соответствии с потребностями рынка труда занятых и лиц, занятых уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных в случае их обращения;
    Пункт 7-2) в соответствии с Законом РК от 05.05.2009 г. № 159-IV действует до 1 января 2011 года
7-2) направлять на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, общественные работы работников, занятых в режиме неполного рабочего времени, в связи с изменением в организации производства, в том числе при реорганизации, и (или) сокращением объема работ у работодателя (далее — работники, занятые в режиме неполного рабочего времени);
8) выдавать безработному справку, что он зарегистрирован как безработный;
9) анализировать, прогнозировать спрос и предложение части экономически активного населения (рабочей силы) и информировать население, местные и центральный исполнительные органы о состоянии рынка труда;
10) реализовывать региональные программы занятости населения и специальные мероприятия, обеспечивающие содействие занятости целевым группам.
2. Уполномоченный орган имеет право:
1) направлять граждан и безработных к работодателям при наличии у последних потребности в рабочей силе;
2) вносить в местные исполнительные органы предложения по подготовке и проведению общественных работ в организациях, расположенных на их территории;
3) запрашивать у государственных органов, ведающих вопросами образования, в организациях образования, учебных курсов различных организаций, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, сведения о трудоустройстве выпускников, информацию о профессиях (специальностях), по которым ведется обучение, количестве подготовленных и планируемых к подготовке специалистов по конкретным профессиям (специальностям);
4) оказывать трудовое посредничество;
5) исключен.
Статья 8 изменена в соответствии с Законом РК от 27.01.2004 г. № 524-II;Законом РК от 22.10.2005 г. № 84-III;Законом РК от 16.01.2009 г. № 121-IV;Законом РК от 05.05.2009 г. № 159-IV
 
Статья 9. Участие работодателей в обеспечении занятости населения
1. Работодатели участвуют в реализации государственной политики занятости путем:
1) оказания содействия в трудоустройстве с соблюдением условий трудовых договоров и коллективных договоров в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан;
2) развития системы профессиональной подготовки и внутрипроизводственного обучения персонала;
2-1) подготовки кадров через организации образования, реализующие учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования;
3) сохранения и рационального использования кадрового потенциала квалифицированных работников в ходе структурных изменений;
4) содействия в организации и проведении общественных работ;
5) финансирования общественных работ за счет собственных средств;
6) принятия на работу на вакансии лиц, обратившихся по вопросу трудоустройства в соответствии с квалификационными требованиями, установленными в организациях;
7) страхования работников в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
2. Работодатель обязан:
1) предоставлять уполномоченному органу в полном объеме информацию о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией работодателя - юридического лица либо прекращением деятельности работодателя - физического лица, сокращением численности или штата, количестве и категориях работников, которых оно может коснуться, с указанием должностей и профессий, специальностей, квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников и сроках, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за два месяца до начала высвобождения;
     Пп. 1-1) в соответствии с Законом РК от 05.05.2009 г. № 159-IV действует до 1 января 2011 года
1-1) предоставлять уполномоченному органу информацию не менее чем за один месяц до предстоящего изменения условий труда в части перехода работников на режим неполного рабочего времени;
2) направлять уполномоченному органу сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение трех рабочих дней со дня их появления;
3) своевременно (в течение пяти рабочих дней со дня направления к нему уполномоченным органом граждан) извещать о приеме на работу или отказе в приеме на работу с указанием причины путем соответствующей отметки в направлении, выданном уполномоченным органом;
4) выполнять установленную квоту рабочих мест для инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и несовершеннолетних выпускников интернатных организаций;
5) представлять уполномоченному органу сведения о количестве прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и внутрипроизводственное обучение с указанием полученной специальности и квалификации.
3. Ответственность работодателей за нарушение требований настоящей статьи наступает в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 9 изменена в соответствии с Законом РК от 27.01.2004 г. № 524-II;Законом РК от 22.10.2005 г. № 84-III;Законом РК от 07.05.2007 г. № 244-III;Законом РК от 05.05.2009 г. № 159-IV;Законом РК от 29.04.2010 г. № 272-IV
 
    Статья 10. Частное агентство занятости
1. Частное агентство занятости имеет право:
1) консультировать обратившихся лиц по вопросам трудового законодательства Республики Казахстан и законодательства Республики Казахстан о занятости населения;
2) предоставлять информацию о возможности трудоустройства и оказывать обратившимся лицам содействие в трудоустройстве;
3) формировать сведения о работодателях и лицах, желающих трудоустроиться;
4) осуществлять подбор работников с учетом их соответствия квалификационным требованиям работодателя;
5) осуществлять набор работников для трудоустройства из одной страны в другую при наличии международных договоров;
6) организовывать профессиональную подготовку и переподготовку обратившихся лиц с последующим трудоустройством;
7) оформлять разрешительные документы на вывоз в случае трудоустройства лиц за границей.
2. Частное агентство занятости обязано:
1) не допускать любых форм дискриминации;
2) обеспечивать конфиденциальность информации, получаемой от обратившихся лиц;
3) не допускать эксплуатации детского труда, вербовки людей для сексуальной и (или) иной эксплуатации;
4) заключать договоры с обратившимися лицами о предоставлении услуг по трудовому посредничеству.
3. Частные агентства занятости взаимодействуют с государственными органами, работодателями по вопросам трудоустройства, создания рабочих мест и реализации программ занятости.
4. Деятельность, связанная с вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу, осуществляется частными агентствами занятости при наличии лицензии на право занятия таким видом деятельности, выданной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
Привлечение иностранной рабочей силы, а также вывоз рабочей силы из Республики Казахстан за границу осуществляются только при условии гарантии возврата работника по истечении срока договора в свою страну путем внесения на имя работника гарантийного взноса в банки страны трудоустройства.
Ст.10 изменена в соответствии с Законом РК от 22.10.2005 г. № 84-III;Законом РК от 06.07.2007 г. № 276-III;Законом РК от 12.01.2007 г. № 222-III; от 22.07.2011 г. № 478-IV
 
Статья 11.  Привлечение иностранной рабочей силы
1. В целях защиты внутреннего рынка труда Правительством Республики Казахстан устанавливается ежегодно квота на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан.
Нормы настоящего Закона о квотировании иностранной рабочей силы и выдаче разрешений иностранному работнику на трудоустройство и работодателям на привлечение иностранной рабочей силы не распространяются на иностранцев и лиц без гражданства:
работающих в региональном финансовом центре города Алматы на должностях руководителей и специалистов с послесредним и высшим образованием с подтвержденными документами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
работающих в автономных организациях образования, их организациях, а также в «Назарбаев Фонд» на должностях руководителей и специалистов с высшим образованием;
работающих на должностях руководителей и преподавателей с высшим образованием с подтвержденными документами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в высших учебных заведениях, развитие которых предусмотрено государственными программами индустриально-инновационного развития.
2. Центральный исполнительный орган распределяет квоту в пределах и порядке, установленных Правительством Республики Казахстан на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, между областями, городами Астаной и Алматы.
2-1. Местные исполнительные органы на территории соответствующей административно-территориальной единицы выдают разрешения работодателям на привлечение иностранной рабочей силы и иностранным работникам на трудоустройство, за исключением лиц, определяемых Правительством Республики Казахстан, для осуществления трудовой деятельности в пределах квоты, распределенной центральным исполнительным органом, а также приостанавливают и отзывают указанные разрешения.
3. Порядок определения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы и иностранным работникам на трудоустройство определяются Правительством Республики Казахстан.
4. Уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы иностранной рабочей силы, привлекаемой для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, должны отвечать квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиям рабочих и должностям руководителей, специалистов и служащих в соответствии с квалификационным справочником работ и профессий и квалификационным справочником должностей служащих.
5. Условия и порядок выдачи лицензий на деятельность, связанную с вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу, определяются Правительством Республики Казахстан.
Статья 11изменена в соответствии с Законом РК от 27.01.2004 г. № 524-II;Законом РК от 05.06.2006 г. № 146-III;Законом РК от 12.01.2007 г. № 222-III; Законом РК от 06.07.2007 г. № 276-III;Законом РК от 27.07.2007 г. № 320-III;Законом РК от 19.01.2011 г. № 395-IV; от 22.07.2011 г. № 478-IV
 
Статья 12. Республиканская и региональные программы занятости населения
1. Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы с участием представителей работников и работодателей на основе стратегического плана развития Республики Казахстан и программ развития территорий разрабатывают и утверждают программы занятости населения, предусматривающие:
1) меры, стимулирующие рост уровня занятости населения;
2) меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы;
3) организацию занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
4) поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места;
5) организацию гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки граждан Республики Казахстан с учетом потребности на рынке труда;
6) организацию и совершенствование общественных работ;
7) меры по повышению роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости;
8) интеграцию деятельности уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда;
9) совершенствование информационной базы данных по вопросам занятости;
10) создание дополнительных рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда при разработке инвестиционных программ;
11) мероприятия, направленные на реализацию активных мер содействия занятости.
2. Финансирование программ занятости населения осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Ст.12 изменена в соответствии с Законами РК от 22.10.2005 г. № 84-III;  от 27.06.11 г. № 444-IV
 
Статья 12-1. Центр занятости населения
Центр занятости населения осуществляет:
1) отбор и распределение граждан Республики Казахстан и оралманов по категориям для участия в активных мерах содействия занятости, определение их нуждаемости в социальной поддержке в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) оказание адаптационных услуг и психологическую поддержку граждан Республики Казахстан и оралманов, являющихся участниками активных мер содействия занятости;
3) заключение социальных контрактов с гражданами Республики Казахстан и оралманами, являющимися участниками активных мер содействия занятости;
4) организацию реализации активных мер содействия занятости, предусмотренных статьей 20-1 настоящего Закона;
5) предоставление иных мер государственной поддержки участникам активных мер содействия занятости.
Глава 2 дополнена ст.12-1 в соответствии с Законом РК от 27.06.2011 г. № 444-IV
 
Глава 3. Государственная социальная защита от безработицы
Статья 13. Исключена.
Статья 13 исключена в соответствии с Законом РК от 15.05.2007 г. № 253-III
 
Статья 14. Государственная социальная защита от безработицы
Государством оказывается следующая социальная защита от безработицы:
1) содействие в трудоустройстве;
2) профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации;
3) организация общественных работ и организация общественных работ и оплата труда безработных, занятых на общественных работах;
    Пп. 3-1) в соответствии с Законом РК от 05.05.2009 г. № 159-IV действует до 1 января 2011 года
3-1) организация общественных работ и оплата труда работников, занятых в режиме неполного рабочего времени, принимающих участие в общественных работах;
4) оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в соответствии с законодательными актам;
5) оказание активных мер содействия занятости.
Ст.14 изменена в соответствии с Законом РК от 16.01.2009 г. № 121-IV; Законом РК от 05.05.2009 г. № 159-IV;  Законом РК от 27.06.2011 г. № 444-IV
 
Статья 15. Регистрация безработных
1. Лица, желающие найти работу, могут обратиться в уполномоченный орган по месту жительства за содействием в трудоустройстве.
2. Решение о признании лица, ищущего работу, безработным принимается уполномоченным органом при предъявлении следующих документов:
удостоверения личности (паспорта);
документов, подтверждающих трудовую деятельность;
свидетельства о присвоении социального индивидуального кода (СИК);
регистрационного номера налогоплательщика (РНН);
документа, удостоверяющего его профессиональную квалификацию (при наличии), а для лица, впервые ищущего работу, но не имеющего профессию (специальность), - документа об образовании.
3. Кроме документов, перечисленных в пункте 2 настоящей статьи, лицо, ищущее работу, прилагает сведения о полученных доходах (носят заявительный характер).
4. Иностранцы и лица без гражданства предоставляют, кроме того, вид на жительство иностранца в Республике Казахстан и удостоверение лица без гражданства с отметкой о регистрации в органах внутренних дел.
5. Оралманы предоставляют удостоверение оралмана, выданное территориальными органами уполномоченного органа по вопросам миграции населения.
6. Уполномоченный орган не позднее десяти календарных дней со дня предъявления документов, указанных в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи, регистрирует обратившихся лиц в качестве безработных по месту их жительства путем занесения сведений в карточку персонального учета (компьютерная база данных), форма которой утверждается центральным исполнительным органом.
7. Безработные, зарегистрированные в уполномоченном органе, должны не реже одного раза в течение десяти календарных дней отмечаться в уполномоченном органе, а безработные, проживающие в сельских населенных пунктах, - не реже одного раза в месяц у акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа.
Ст.15 изменена в соответствии с Законом РК от 22.10.2005 г. № 84-III;Законом РК от 06.07.2007 г. № 276-III; Законом РК от 27.06.2011 г. № 444-IV 
 
Статья 16. Снятие с учета безработного
1. Уполномоченный орган снимает с учета безработного в случаях:
1) письменного отказа от двух предложенных вариантов подходящей работы;
2) неявки без уважительных причин в течение пяти рабочих дней со дня выдачи направления уполномоченным органом по месту предложенного трудоустройства или обучения;
3) неявки без уважительных причин в течение пяти рабочих дней по вызову в уполномоченный орган для получения направления на работу, учебу;
4) самовольного, без уважительной причины, прекращения безработным участия в общественных работах или обучения по направлению уполномоченного органа;
5) нарушения безработным без уважительных причин сроков посещения уполномоченного органа, предусмотренных пунктом 7 статьи 15 настоящего Закона;
6) перемены места жительства;
7) отнесения к категории занятых в соответствии со статьей 2 настоящего Закона;
8) осуждения безработного к наказанию в виде лишения свободы либо направления на принудительное лечение по решению суда;
9) назначения пенсии в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Безработные, снятые с учета в соответствии с подпунктами 1) - 6) пункта 1 настоящей статьи, повторно могут зарегистрироваться в уполномоченном органе только по истечении тридцати календарных дней со дня снятия с учета.
Статья 16 изменена в соответствии с Законом РК от 22.10.2005 г. № 84-III; Законом РК от 16.01.2009 г. № 121-IV
 
Статья 17. Обязанности зарегистрированных безработных
1. Безработные обязаны:
1) соблюдать настоящий Закон;
2) соблюдать порядок, условия и сроки посещения уполномоченных органов;
3) обратиться к работодателю по вопросу трудоустройства в течение пяти рабочих дней со дня получения направления на работу, выданного уполномоченным органом;
4) своевременно (в течение пяти рабочих дней) предоставлять уполномоченному органу сведения об изменениях, влияющих на дальнейший порядок работы с безработным, включая:
перемену местожительства;
трудоустройство на постоянную, временную, сезонную работу, работу по договорам гражданско-правового характера;
занятие предпринимательской деятельностью;
учредительство (соучредительство) в организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;
установление или изменение группы инвалидности;
назначение пенсии и получение иных доходов.
2. В случае сокрытия вышеперечисленных сведений или предоставления заведомо ложных сведений или поддельных документов безработные снимаются с регистрации и могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 17 изменена в соответствии с Законом РК от 22.10.2005 г. № 84-III
 
Статья 18. Подходящая работа
1. Для зарегистрированных безработных граждан подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной подготовке, трудовому стажу и опыту работы по прежней специальности, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности нового рабочего места. Транспортная доступность определяется соответствующим исполнительным органом.
2. Для лиц, впервые ищущих работу, но не имеющих профессии (специальности), а также не имеющих работы более двух лет, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления - другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера) с учетом возрастных и иных особенностей граждан и требований трудового законодательства Республики Казахстан.
3. Для занятых из числа малообеспеченных подходящей считается работа, соответствующая условиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, среднемесячная заработная плата за которую выше, чем по их последнему месту работы.
Статья 18 изменена в соответствии с Законом РК от 15.05.2007 г. № 253-III;Законом РК от 16.01.2009 г. № 121-IV
 
    Статья 18-1. Социальное рабочее место
1. Создание социального рабочего места осуществляется работодателем на основе договора с местным исполнительным органом.
2. Договор должен содержать обязанности сторон, виды, объемы работ, размер и условия оплаты труда, срок и источники финансирования социальных рабочих мест.
3. Социальное рабочее место организуется путем предоставления или создания временных рабочих мест и имеет следующие особенности:
1) предназначено специально для целевых групп;
2) количество рабочих мест не ограничено, работа носит временный характер и для ее организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии.
4. Порядок отбора работодателей, предлагающих организацию социальных рабочих мест, определяется местным исполнительным органом.
Закон дополнен статьей 18-1 в соответствии с Законом РК от 22.10.2005 г. № 84-III; п.4 ст.18-1 исключен в соответствии с Законом РК от 27.06.2011 г. № 444-IV 
 
Статья 18-2. Молодежная практика
1. Создание рабочего места для прохождения молодежной практики осуществляется работодателем на основе договора с местным исполнительным органом.
2. Договор должен содержать обязанности сторон, виды, объемы работ, размер и условия оплаты труда, срок и источники финансирования молодежной практики.
3. Молодежная практика организуется путем предоставления или создания временных рабочих мест и имеет следующие особенности:
1) предназначено специально для зарегистрированных безработных из числа выпускников организаций образования, реализующих профессиональные образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, не старше двадцати девяти лет;
2) выполняемая работа должна соответствовать полученной выпускником профессии (специальности) либо уровню его квалификации;
3) количество рабочих мест не ограничено, работа носит временный характер и для ее организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии;
4) оплата труда участников молодежной практики осуществляется за счет бюджетных средств.
Глава 3 дополнена ст.18-2 в соответствии с Законом РК от 27.06.2011 г. № 444-IV
 
Статья 19. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации
1. Уполномоченный орган направляет на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации:
1) безработных в случае, если невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации;
2) занятых и лиц, занятых уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных;
Пп. 3) в соответствиии с Законом РК от 05.05.2009 г. № 159-IV действует до 1 января 2011 года
3) работников, занятых в режиме неполного рабочего времени.
2. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации производятся по направлению уполномоченного органа в организациях образования либо на предприятиях, имеющих право на образовательную деятельность, в соответствии с законодательством Республики Казахстан за счет бюджетных средств с учетом потребности рынка труда в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, работающих по трудовому договору, осуществляется с учетом требований трудового законодательства Республики Казахстан.
Безработные, занятые и лица, занятые уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных граждан, проходящие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, имеют право на получение государственной адресной социальной помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные, входящие в целевые группы.
4. Лица, направленные уполномоченным органом на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, самовольно, без уважительной причины прекратившие обучение, повторно могут направляться на обучение по истечении года со дня повторной регистрации (обращения) в уполномоченном органе.
Статья 19 изменена в соответствии с Законом РК от 22.10.2005 г. № 84-III; Законом РК от 16.01.2009 г. № 121-IV;Законом РК от 05.05.2009 г. № 159-IV
 
Статья 20. Общественные работы
1. Общественные работы организуются центральными и местными исполнительными органами в организациях и финансируются за счет бюджетных средств и средств работодателей по их заявкам.
2. Участие граждан в общественных работах осуществляется в порядке очередности согласно дате регистрации. Право в приоритетном порядке участвовать в общественных работах имеют безработные, входящие в целевые группы.
3. Лица, самовольно, без уважительной причины прекратившие участие в общественных работах, повторно могут направляться только по истечении трех месяцев со дня повторной регистрации (обращения) в уполномоченном органе.
4. Общественные работы организуются путем создания временных рабочих мест и имеют следующие особенности:
1) предназначены специально для безработных;
    Пп. 1-1) в соответствии с Законом РК от 05.05.2009 г. № 159-IV действует до 1 января 2011 года
1-1) предназначены для работников, занятых в режиме неполного рабочего времени;
2) количество рабочих мест практически не ограничено, работы носят временный характер и для их организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии;
3) возможность организовать работы на условиях неполного рабочего дня и по гибкому графику;
4) обладают экономической, социальной и экологической полезностью для региона;
5) предоставляют возможность временного трудоустройства лицам, не имеющим специального образования.
5. По решению местных исполнительных органов:
1) определяются спрос и предложение на общественные работы;
2) утверждаются перечень организаций в регионах, виды, объемы и конкретные условия общественных работ, размеры оплаты труда участников и источники их финансирования.
6. К общественным работам не относятся виды деятельности, связанные с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.
7. Порядок организации и финансирования общественных работ определяется Правительством Республики Казахстан.
8. На лиц, участвующих в оплачиваемых общественных работах, распространяются трудовое законодательство Республики Казахстан, законодательство Республики Казахстан о социальном обеспечении и страховании.
9. Настоящим Законом не регулируются правоотношения по привлечению к общественным работам, предусмотренным уголовным законодательством.
Статья 20 изменена в соответствии с Законом РК от 22.10.2005 г. № 84-III;Законом РК от 05.05.2009 г. № 159-IV;Законом РК от 15.05.2007 г. № 253-III 
 
Глава 4. Государственный контроль и отчетность в сфере занятости населения
 
Заголовок Главы 4 изменен в соответствии с Законом РК от 17.07.2009 г. № 188-IV;Законом РК от 19.03.2010 г. № 258-IV
 
Статья 20-1. Активные меры содействия занятости
1. Активные меры содействия занятости включают:
1) обучение и содействие в трудоустройстве;
2) содействие развитию предпринимательства на селе;
3) повышение мобильности трудовых ресурсов.
2. Меры, направленные на обучение и содействие в трудоустройстве, реализуются путем:
1) консультации по вопросам обучения и трудоустройства;
2) направления на бесплатные курсы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки с выплатой стипендии;
3) предоставления субсидий обучающимся (на проезд до места обучения и обратно, проживание в общежитии или возмещение затрат, связанных с наймом (арендой) жилища);
4) поиска подходящих вакансий и содействия трудоустройству (в том числе на социальные рабочие места);
5) частичного субсидирования заработной платы физических лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости;
6) психологической адаптации.
3. Меры, направленные на содействие развитию предпринимательства на селе, реализуются путем:
1) предоставления микрокредитов;
2) развития инженерно-коммуникационной инфраструктуры;
3) предоставления консультативных услуг;
4) обучения основам предпринимательства.
4. Меры, направленные на повышение мобильности трудовых ресурсов, реализуются путем:
1) предоставления субсидий на переезд;
2) обучения на курсах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также содействия в трудоустройстве на новом месте жительства;
3) психологической адаптации;
4) предоставления служебных жилищ гражданам Республики Казахстан, участвующим в активных мерах содействия занятости.
Глава дополнена ст.20-1 в соответствии с Законом РК от 27.06.2011 г. № 444-IV
 
Статья 21. Ведомственное статистическое наблюдение в сфере занятости населения
1. Для объективной оценки положения в области занятости населения, а также ситуации на рынке труда, ее прогнозирования и регулирования в соответствии с законодательством Республики Казахстан проводятся ведомственные статистические наблюдения.
2. Физические и юридические лица, занимающиеся трудовым посредничеством, а также работодатели, получившие разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или у которых работают иностранные работники, получившие разрешения на трудоустройство, обязаны представлять первичные статистические данные в уполномоченный орган и органы внутренних дел в порядке и сроки, установленные в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Уполномоченные органы обмениваются на безвозмездной основе с уполномоченным органом в области государственной статистики, налоговыми органами, органами внутренних дел и другими заинтересованными государственными органами на республиканском и региональном уровнях отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
4. Уполномоченные органы представляют первичные статистические данные в центральный исполнительный орган в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.
Статья 21 изменена в соответствии с Законом РК от 05.05.2009 г. № 159-IV;Законом РК от 06.07.2007 г. № 276-III;Законом РК от 19.03.2010 г. № 258-IV;Законом РК от 29.12.2010 г. № 372-IV; от 22.07.2011 г. № 478-IV
 
Статья 22. Органы, осуществляющие государственный контроль в сфере занятости населения
Государственный контроль в сфере занятости населения осуществляется центральным исполнительным органом и его территориальными подразделениями.
Государственный контроль в сфере занятости населения участниками регионального финансового центра города Алматы осуществляют государственные инспекторы труда уполномоченного государственного органа по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы.
Статья 22 изменена в соответствии с Законам РК от 22.10.2005 г. № 84-III;Законам РК от 05.06.2006 г. № 146-III;Законам РК  от 16.01.2009 г. № 121-IV;Законам РК от 17.07.2009 г. № 188-IV
 
Статья 22-1. Государственный контроль в сфере занятости населения
1. Государственный контроль в сфере занятости населения осуществляется в форме проверки и иных формах.
2. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом.
Закон дополнен статьей 22-1 в соответствии с Законом РК от 31.01.2006 г. № 125-III; изменена Законом РК от 17.07.2009 г. № 188-IV;3аконом РК от 06.01.2011 г. № 378-IV
 
    Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о занятости населения
Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Республики Казахстан о занятости населения, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 23 изменена в соответствии с Законом РК от 27.01.2004 г. № 524-II;Законом РК от 16.01.2009 г. № 121-IV
 
Президент Республики Казахстан
Н.НАЗАРБАЕВ                                                                                                                                                                                            
 

 

Hosted by uCoz